Воспитание и обучение в дошкольных группах

Прием заявлений, постановка на учет и направление на зачисление в дошкольные группы образовательных организаций

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой - Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. 

СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ: главное здесь - общение ребенка со взрослыми и сверстниками, которое приобретает своеобразные формы на каждом возрастном этапе.

  • Воспитание гуманной, социально – активной, творческой личности.
  • Воспитание нравственных форм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.
  • Формирование у детей отношения к себе, возникновение социальных эмоций и мотивов в процессе разнообразных видов деятельности.
  • Формирование социальной компетентности, налаживание межличностных отношений.
  • Социально – эмоциональное развитие детей.
  • Подготовка детей к школьному обучению.


ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: это расширение и обогащение представлений ребенка об окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, развитие способности видеть в единичном общее и находить самостоятельное решение возникающих проблем.

  • Расширение и обогащение ориентировок ребенка в окружающем мире.
  • Развитие умственных способностей детей.
  • Развитие логического мышления, формирование у детей способов решения познавательных и творческих задач.
  • Развитие у детей широкого кругозора, любознательности.
  • Воспитание экологической культуры, формирование представлений о природе, как о живом организме.
  • Воспитание у детей навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности, ответственности за своё поведение ( ОБЖ).
  • Развитие умственных способностей детей.
  • Развитие связанной речи.
  • Воспитывать у детей отношение к слову, как к эффектному средству общения.
  • Освоение детьми грамматического строя речи, звуковой культуры речи.
  • Выработать у детей четкую дикцию, заложить основы правильного речевого дыхания, формируя у детей отношение к четкой и ясной речи, как к обязательной составляющей успешного общения.
  • Развитие творческого мышления.
  • Развитие речевой и интеллектуальной сфер, как средства готовности детей к школьному обучению.
  • Формирование эмоциональной сферы детей через развитие речи.
  • Совершенствование навыков культуры речи, культуры общения. Учить правилам речевого этикета и способствовать тому, чтобы эти правила стали нормой жизни детей.
  • Развитие коммуникативных способностей, умения вести диалог,слушать собеседника. Учить вести беседу, отстаивая свою точку зрения, подбирая для этого достойную аргументацию.
  • Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса.
  • Развитие и поддержание у детей познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций.


ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: это совокупность эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства. В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности.

  • Создание условий для художественно – эстетического развития и творческой самореализации детей в ДОУ, повышение уровня образования педагогов ДОУ по художественно – эстетическому развитию.
  • Создание единой системы эстетического воспитания и художественного образования детей в детском саду и семье.
  • Сформировать у детей представления о различных видах искусства.
  • Формирование у детей эстетического отношения к миру, его художественного развития средствами искусства (народного, классического, современного, мирового), приобщить ребенка – дошкольника к миру искусства во всем его многообразии.
  • Развитие творчества детей через восприятие красоты.
  • Формирование художественных способностей через детское творчество, интеграцию различных видов детской художественной деятельности.
  • Развитие у детей художественного вкуса, творческого воображения, самостоятельности в решении творческих задач.
  • Ознакомление и обучение детей различным способам рисования, лепки, аппликации, приемам моделирования, конструирования, ручного и художественного труда.
  • Развитие художественно – эстетического творчества детей через театрализованную деятельность, приобщение к музыке и художественной литературе.
  • Анализ развития образной речи дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра.
  • Формировать самостоятельность и потребность детей в художественно – речевой и театрально – игровой деятельности, развивать их творческие способности.
  • Воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг.
  • Выработать правильное отношение книге и чтению, воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.
  • Воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом.
  • Воспитание художественной культуры у дошкольников, повышение общей культуры детей.
  • Приобщение детей к сценическому искусству, развитие актерских способностей детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики, музыкальности.
  • Развитие творческого воображения дошкольников, через различные виды деятельности: игры, художественно – эстетической деятельности (изобразительной деятельности, театрализованной деятельности, музыки, художественной литературы).
  • Развитие творческих спосбностей детей, повышение исполнительского уровня юных артистов, выявление талантливых детей.
  • Воспитание в детях любви к искусству, развитие художественного вкуса, обогащение впечатлений детей.
  • Обмен опытом работы по художественно – эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  • Развитие эстетических способностей.
  • Развитие сферы чувств, соучастия, понимания, сопереживания.
  • Овладение навыками общения и коллективного творчества.
  • Развитие творческого ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью.
  • Развитие мотивации детей к познанию и творчеству, приобщение к здоровому образу жизни, через развитие эмоциональности, эстетики, любви.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: дети получают представление о собственном теле, учатся адекватно реагировать на изменения в окружающей среде, учатся контролировать напряжение и расслабление мышц.

  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Формирование у детей правильного отношения к себе, к своему здоровью, потребности в занятиях физкультурой и спортом.
  • Использование современных педагогических технологий по физическому воспитанию.
  • Расширение использования в работе привлекательных для детей видов физкультурно – оздоровительной деятельности: ритмической гимнастики, спортивных игр, занятий на физкультурно – оздоровительных тренажерах, занятий плаванием и лыжами.
  • Укрепление здоровья детей.
  • Совершенствование функциональных возможностей детского организма.
  • Формирование у детей привычки здорового образа жизни, воспитание физической культуры.
  • Развитие двигательного творчества в процессе проведения физических упражнений, подвижных игр.

ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ: овладение детьми культурой в сфере взаимоотношений полов, правильное понимание детьми роли мужчины и женщины в обществе, формирование адекватной полу модели поведения.

  • Умение дифференцировать себя от представителей другого пола, принятие своего физического облика, осознание собственного «Я».
  • Развитие гендерной идентичности ( способности идентифицировать себя с представителями другого пола).Формировать системы представлений о мальчике / девочке, о мужчине / женщине, особенностях их поведения, правах и обязанностях.
  • Усвоение детьми форм этикета взаимоотношения полов.
  • Воспитание потребности и развитие умений заботиться о своем здоровье, чистоте, внешнем виде.
  • Развитие умений соотносить свое поведение с поведением других, адекватно оценивать поведение сверстников и свое собственное.
  • Развитие понимания у детей партнерского характера жизни в семье, подготовка детей к будущей семейной жизни.
  • Формирование представлений о мужественности и женственности ( внешних и внутренних компонентах), о мужских и женских видах деятельности, семейных ролях, профессиях.
  • Создание условий для реализации полоролевых эталонов в игровых и реальных взаимоотношениях со сверстниками.
  • Развитие способностей и желания, формирование готовности устанавливать искренние, уважительные отношения со взрослыми, со сверстниками и сверстницами, помогать друг другу, заботиться друг о друге.
  • Воспитывать культуру отношений между девочками и мальчиками.

ИГРА

  • Создание условий для формирования и реализации игровой деятельности дошкольников, как основного вида деятельности детей. 
  • Обучение детей всем видам игровой деятельности, как средства всестороннего развития личности.
  • Развитие мотивации игровой деятельности, эмоциональности и творчества воображения детей в игре.
  • Использование различных видов игр на занятиях с детьми.

Основные цели работы ДОУ по реализации образовательной программы:

  1. Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание периода дошкольного детства.
  2. Обеспечение для всех детей равного старта развития.
  3. Развитие новых форм дошкольного образования в соответствии с запросами населения.
  4. Развитие условий в дошкольном учреждении для самодеятельной игры.
  5. Совершенствование системы работы по патриотическому воспитанию, нравственному и социальному развитию современных детей.
  6. Внедрение в образовательную практику современных информационных и коммуникационных технологий.
  7. Повышение качества работы, профессионального мастерства и образовательного уровня педагогов ДОУ.
  8. Использование ресурсов дошкольного образовательного учреждения для всестороннего гармоничного развития ребенка.
  9. Участие в сетевом взаимодействии ресурсного центра по гендерному воспитанию.
  10. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
  11. Организация предметно – развивающей среды, способствующей формированию разносторонней личности.
  12. Создание оптимальных , благоприятных условий для развития каждого ребенка.
  13. Осуществление дифференцированного подхода в воспитании и обучении детей с учетом возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
  14. Активизация работы ДОУ по художественно – эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  15. Развитие детского творчества средствами изобразительной, театрализованной и музыкальной деятельности.
  16. Формирование у детей универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям каждого ребенка, требованиям современного общества.
  17. Защита прав и достоинств каждого ребенка.
  18. Активизация творческой работы педагогов ДОУ с родителями воспитанников по вопросам воспитания и обучения детей, преемственности в работе детского сада и семьи.
  19. Сотрудничество с семьями по вопросам воспитания и полноценного развития детей, приобщение к общекультурным ценностям.
  20. Совершенствование духовно – нравственного развития детей через воспитание культуры поведения и общения, любви к близким людям, любви к родному городу.
  21. Формирование у детей знаний по основам безопасности жизни (ОБЖ).
  22. Обеспечение организации образовательного процесса в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями.

Особенности образовательного процесса

При организации образовательного процесса необходимо учитывать принципы интеграции образовательных областей, а именно: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также самостоятельной деятельности детей.
Образовательная программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно – нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд).
В организации образовательного процесса необходимо использовать следующие принципы:

  • занимательности
  • новизны
  • комплексности
  • динамичности
  • полезности
  • сотрудничества.

Указанные принципы относятся к числу основных, применяемых к действию.

Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы.
Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Для достижения целей общеобразовательной программы первостепенное значение имеют:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.
  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.
  • Креативность процесса воспитания и обучения.
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества.
  • Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения.
  • Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы.